Конференция
для профессионалов
в ИТ и здравоохранении
(16+)
е-здравоохранение
стандартытелемедицина
инфраструктураМИС
ЕГИСЗэффективность
инфобезопасность
кадрыправо
автоматизация
 
 
Поделиться с коллегами Поделиться с коллегами

 

30 лет информационной службе медицинского учреждения

Новости

24.10.2017

30 лет назад был издан Приказ Министерства здравоохранения СССР № 920, которым утверждалось Положение об отделе автоматизированных систем управления учреждения здравоохранения. 

По мере развития вычислительной техники и повышения ее доступности в конце XX века вычислительные машины начали использоваться в сфере практического здравоохранения, в первую очередь для нужд статистического учета. Основополагающим документом для создания подразделений, ответственных за эксплуатацию и обслуживание вычислительной техники, был Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.07.87 № 920 «Об утверждении положения об отделе автоматизированных систем управления (вычислительном центре) учреждения здравоохранения». Этим документом были определены основные цели создания подразделений: «для внедрения автоматических систем управления (АСУ) и обработки медицинской информации».

За прошедшие 30 лет изменилась не только вычислительная техника. Под влиянием ее развития изменилась и сама медицина, появилось даже такое новое направление, как «телемедицина», основанное на применении информационно-телекоммуникационных технологий. Однако главное отличие современных условий – изменение отношения к вычислительной технике в обществе. Компьютерная техника прочно вошла в повседневный быт, что, в свою очередь, изменило отношение к информационным технологиям в профессиональной сфере. Обучение персонала «навыкам работы с ЭВМ» ушло в прошлое, уступив такому явлению, как BYOD (bring your own device), т.е. использованию сотрудниками в служебных целях собственных устройств, даже более совершенных, чем предоставляемые учреждением, или расширению с их помощью круга решаемых служебных задач.

Несмотря на то что приказ № 920 с тех пор не претерпел изменений, косвенно правовые основания для развития такого рода служб становились все более прочными. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 336 от 14.11.97 «О совершенствовании деятельности диагностических центров» было введено Положение об информационно-вычислительном отделе диагностического центра. Приказ Минздравсоцразвития России № 247н от 29.05.2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» назвал в качестве общеотраслевых, а значит, имеющих отношение и к медицинским учреждениям, должности, являющиеся ключевыми с точки зрения информатизации: техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра; техник по защите информации; техник-программист; инженер по автоматизированным системам управления производством; инженер по защите информации; инженер-программист (программист); инженер-электроник (электроник); инженер по автоматизированным системам управления; специалист по защите информации; экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра; начальник отдела автоматизированной системы управления производством; начальник отдела (лаборатории, сектора) по защите информации. В том же 2008 году впервые создается Департамент информатизации Минздравсоцразвития.

За прошедшее время в сфере информатизации медицинского учреждения сделано немало. Появились организации, специализирующиеся исключительно на решении такого рода задач и предлагающие как комплексные решения, так и отдельные программные компоненты. Все задачи, которые касаются автоматизации основных процессов медицинского учреждения, не только многократно решены, но и благодаря усилиям их разработчиков сформирован рынок соответствующих услуг. У медицинских специалистов появилась возможность непосредственного выбора программ и технологий для решения профессиональных задач. Современный медицинский работник, обладающий базовыми знаниями и навыками в области информационных технологий, теперь уже может и должен управлять адаптацией программного продукта сообразно своим нуждам, исходя из профессиональных потребностей. Тем более что разработчик может учесть его пожелания и внести соответствующие изменения.

Исходя из новых жизненных реалий должны изменяться цели и задачи информационных служб. В современных условиях отдел АСУ в рамках медицинского учреждения становится уже не только и не столько централизованным узлом – держателем вычислительных ресурсов. Он де факто преобразуется в подразделение, используемое для управления общей (включая частную!) вычислительной инфраструктурой предприятия. Теперь отдел АСУ в первую очередь призван контролировать информационные потребности медицинского учреждения и управлять ими. Фокус деятельности переносится с погружения в предметную область (для создания и/или сопровождения инструментов сбора, подготовки, хранения и анализа медицинской информации) на управление информационными ресурсами учреждения в целом, включая внешние. Одной из основных задач становится адаптация существующей или создания новой информационной инфраструктуры медицинского учреждения для выбранных персоналом программных продуктов и информационных технологий и ее дальнейшее поддержание и развитие в целях непрерывного функционирования.

Процессы информатизации медицинского учреждения вышли далеко за рамки непосредственного применения информационных технологий в медицине.

В крупном медицинском учреждении задачи информационной поддержки предприятия (кадры, бухгалтерия, зарплата) представляют собой сложные программные комплексы, требующие информационной инфраструктуры, серверного и сетевого оборудования. Кроме того, функционирование соответствующих служб включает в себя взаимодействие с внешними информационными сервисами. Таким образом, складывается сложный информационный комплекс, ответственность за бесперебойное функционирование которого также лежит на информационной службе медицинского учреждения. Необходимо принимать во внимание обширный поток управленческой и иной информации, возникающий вследствие взаимодействия с внешними управляющими и контролирующими организациями. Все это требует создания и обеспечения работоспособности каналов связи, а также поддержки пользователей внешних информационных ресурсов.

Конвергенция информационных технологий приводит к тому, что отделы АСУ могут привлекаться к эксплуатации цифровой телефонной связи, что автоматически влечет за собой ее дальнейшую техническую поддержку.

Отдельно необходимо выделить новые обязанности служб АСУ, связанные с информационной безопасностью медицинского учреждения. Информационная служба должна не только управлять информационными технологиями, но и участвовать в управлении персональными данными. Согласно определению, данному в ФЗ-152 «О персональных данных», «персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». В рамках лечебного учреждения почти все данные можно отнести к персональным и требующим защиты. Поэтому как минимум должен быть обеспечен контроль их полного жизненного цикла в информационных системах, а также контроль за каналами возникновения и распространения данных, доступа к внешним и внутренним информационным сервисам, контроль за эксплуатацией средств вычислительной техники с точки зрения защиты информации и многое другое. Данное направление требует постоянного пристального внимания.

Произошли поистине глобальные изменения в области представления информации. Был пройден путь от «алфавитного-цифрового» вида до 3D-моделирования и виртуальной реальности. Совершенно иные требования предъявляются и к оформлению данных. А с учетом того, что информация о деятельности лечебного учреждения теперь имеет и обязательную публичную составляющую (сайт медицинского учреждения), дополнением к которой можно считать материалы по участию в конференциях, квалификационные работы и т.п., представление информации становится отдельной и довольно обширной областью деятельности информационной службы медицинского учреждения.

По мере появления новых технических и технологических возможностей возрастают сложность и объемы необходимого сопровождения соответствующих технических решений. Постоянно расширяется круг задач, решаемых профессионалами этой области, что требует как повышения профессиональной подготовки кадров, так и привлечения в отделы АСУ сотрудников новых специальностей.

В связи с этим хотелось бы отметить, что Приказ Министерства здравоохранения № 920 по прошествии 30 лет хотя и приобретает вновь некоторые актуальные черты, но уже далеко не в полной мере соответствует реалиям работы соответствующих подразделений.

Применение информационных технологий практически во всех сферах деятельности современного медицинского учреждения привело к тому, что их совершенствование и надежность функционирования напрямую влияют на успех его работы в целом. Поэтому потребность в службах, которые способны решать все новые задачи, возникающие вследствие технологического прогресса (с учетом специфических требований информатизации медицины), и их развитии не вызывают сомнений.

За прошедшие 30 лет отделы АСУ, превратившись из дани времени в диктуемую временем необходимость, стали неотъемлемой частью любого современного медицинского учреждения.

 

 
Адрес: 105082, г. Москва, 2-ой Ирининский пер., д. 3
По вопросам спонсорского и делегатского участия обращайтесь по
телефону: (495) 150-64-24
© ИКС-МЕДИА, 2013-2024
Сайт сделан в Novene